|
|
Вводно-распределительные устройства (ВРУ)02.06.2016Решающую же роль играет изменение гармонического контекста. Так, в трех дуэтах «сюиты преследования» на развертывание мелодии неизгладимый отпечаток накладывают удары аккордов, приходящиеся на различные доли такта. Удары, подобные сердцебиению человека, охваченного порывом страсти. Та же тема в финальном номере I акта, выступающая поначалу на фоне «гармонии судьбы», звучит как гимн свободному чувству, прорвавшему сковывающие ограничения ритуала. Здесь еще ощущается надежда, а впереди брезжит иллюзия освобождения. Намек на позднейшее искажение темы заключен еще в том ее варианте, который появляется в сцене скачек. Всего только одна деталь, помимо изменения ритмического профиля: замена поступательных квартовых шагов уменьшенными квинтами - и как это преображает облик мелодии. Волнение, неуверенность, страх за исход предстоящего окрашивают мелодию, сохранившую еще прежнюю устремленность. Но вот другой ее вариант, прорывающий замкнутый круг, очерченный темами рока. Вводно-распределительные устройства (ВРУ) темы отмечено ремаркой «бунт Анны». Медленно, мучительно трудно мелодия достигает вершины, которая ранее бралась с легкостью стремительного порыва. Главное же сказывается в насыщении темы интонационными оборотами сферы Lamento. Характерная для них уменьшенная квинта теперь представлена в изобилии, чем подчеркивается внутреннее напряжение, неустойчивость оборотов мотивного движения. Иначе звучат и нисходящие интонации малой секунды. Не вздох, жалоба слышится в их звучании, а страдание, неизмеримое, раздирающее душу страдание. Эмоциональное наполнение интонаций Lamento подчеркивает обреченность отчаянного бунта Анны. Дважды еще появится в дальнейшем ведущая тема балета. В сцене последнего объяснения с Вронским ей возвращен прежний облик, но характерная оркестровая подача придает ей колорит мертвенности, какой-то холодной отрешенности. Зато в финальной сцене она вновь наполняется страстью, вновь обретает прежнюю устремленность. Но теперь это порыв отчаяния, повлекший за собой роковое свершение. Так гибко следует за перипетиями трагедии ведущая тема балета, отражающая в себе движение лирического чувства от его зарождения до конечного, неизбежного исхода.
|