|
|
Курорты Австрии02.06.2016Однако в данной мелодии они лишены облика «интервала активности», наподобие квартовой цепи скрябинской темы самоутверждения. Именно потому, что 2-й тон квартового броска не утверждается как опорный, а тут же «соскальзывает» к соседним тонам, образуя в сочетании с ними все те же секундовые интонации опевания. Но эти обороты не имеют характера жалобы, а воспринимаются как интонационные слагаемые темы, выражающей все крепнущее, нарастающее лирическое чувство. Такое качество секундовые интонации приобретают, конечно, лишь в общем контексте развертывания мелодии, где, в частности, действует принцип непрерывного звукового обновления. Здесь нет строгой неповторности тонов 12-ступенного звукоряда, но тенденция к такой неповторности выражена достаточно ясно. Бесконечная мелодия словно непрерывно раздвигает свои горизонты, захватывает все новые и новые вершины, оставляя прежние позади. При этом попытка уловить в ней четкую ладотональную организацию едва ли может привести к успеху (если, конечно, не выдавать желаемое за действительное посредством хитроумных теоретических выкладок). Смысл ладового развертывания темы любви - непрерывное скольжение ладотональных устоев в рамках полного 12-ступенного звукоряда. И это скольжение не прекращается с достижением наивысшей вершины, оно возобновляется с новой силой, отступая назад для следующего, более широкого разбега. Планируете отпуск? Посмотрите курорты австрии. Облик этой устремленной в бесконечность мелодии во многом определяет ее ритмическое строение. Мелодия в своем непрерывном развертывании словно движется «поверх барьеров» тактового размера, сопротивляясь его равномерной периодичности. И это свойство ритмической структуры все яснее и яснее подчеркивается в многочисленных последующих проведениях темы. Собственно, можно ли говорить о новых проведениях этой мелодии? Скорее лишь о новом возобновлении ее непрерывного тока, напоминающем об исходном рубеже. Однако возобновление бесконечной мелодии существенно меняет ее выразительность посредством иной ритмической подачи, например, путем временного сжатия с изменением тактового размера или, напротив, ритмического растягивания, расширения.
|