|
|
Мебельный щит02.06.2016Характерный оборот Lamento, данный здесь в виде интонационной формулы, четкой до схематичности (все тот же тритон h, f с опеванием верхнего тона нисходящей малой секунды ges, f), здесь соединен с мерными повторами аккорда, представляющего второй, упрощенный вариант лейтгармонии судьбы. Расположив его тона поступенно, можно убедиться, что он представляет сгущенное до предела сочетание малых секунд. Но и здесь они даны в обращении, исключающем непосредственные столкновения тонов. Так раскрывается связь аккордов судьбы с мотивами Lamento, где секундовые «утолщения» типа кластеров заменены более или менее равномерным распределением составляющих такое секундовое сочетание тонов, «взвешенных» в звуковом пространстве. Не случайно пришлось столь подробно остановиться на микроструктуре лейтгармонических созвучий. Проникновение в детали построения гармонической ткани позволило выявить скрытые, не очевидные связи, которые пронизывают музыкальный материал, кажущийся поначалу чужеродным. И трудности осознания таких связей при первом знакомстве с тематическим материалом балета во многом проистекают из того, что смысловое значение его исходных лейтинтонаций в известной мере зашифровано. В задачу Щедрина не входило заранее «раскрыть все карты», дав голосу судьбы прозвучать в полную мощь. Он стремился создать мебельный щит тревожного предчувствия, неясного ожидания предстоящего. Именно поэтому так завуалированно, ненавязчиво звучат обороты Lamento, так тонко и мягко пульсируют тона педали (флажолеты арфы!), так неявны связи по внешности контрастного тематизма, которые могут быть выявлены лишь с помощью аналитической лупы. «Я как натянутая струна, которая должна лопнуть», эти слова героини толстовского романа положены в основу музыкального решения. Долго, мучительно долго тянущийся унисон словно подстегивается резкими ударами аккордов tutti.
|