|
|
Заказ фотографий25.05.2016Но с какой бы стороны мы ни рассматривали специфику влияния искусства, особенно его ответственности, вывод один: искусство было и остается ничем полностью не дублируемым могучим инструментом воспитания человека. И надо стремиться наилучшим, наиполнейшим образом использовать это качество, противопоставив его отрицательным влияниям, хотя они и могут нейтрализовать в какой-то мере благотворную силу искусства. Но если все это так, то, следовательно, и ответственность искусства не следует оценивать таким образом, как будто духовная жизнь людей наполнена только искусством и ограничивается им. Тем не менее есть области, на которые искусство оказывает очевидное бесспорное влияние, хотя и не столь легко определяемое, как влияние литературы на язык или музыки на танцевальную культуру. Не забудьте сделать заказ фотографий. Искусство обладает рядом способов воздействия на людей, в отличие от других инструментов социального воздействия, в том числе и закона. Это отлично понимали некоторые мыслители прошлого. Например, Ж--Ж. Руссо писал: «Закон может предписывать сюжеты, форму пьес, манеру игры, но он не в состоянии заставить публику наслаждаться всем этим». Ответственность искусства не декретируется извне. Она должна сама вырастать из добровольных внутренних убеждений его творцов, из глубоко осознаваемого ими долга. Конечно, художника можно заставить облекать в художественную форму чуждые ему идеи, но в таком случае сила их воздействия на публику будет ничтожной. Именно это и имел в виду Руссо, говоря, что когда закон принуждения проникает в театр, то последний сам превращается «из удовольствия в принуждение». Тем не менее ответственность искусства нельзя представлять как чисто субъективную нравственную категорию, не отражающую никаких реальных связей социальной и культурной жизни общества и имеющую касательство в лучшем случае только к сфере убеждений художника, а то и вообще теряющую значение, поскольку она причастна к миру его неконтролируемых эмоциональных порывов.
|