|
|
Пластиковые панели25.05.2016А это и делает ответственность художника за его искусство, его идеи столь огромной, хотя и не всегда улавливаемой. Художник в этом случае выступает наравне с государственным деятелем и учителем, ученым и юристом и т. д. Следовательно, в сложнейшем переплетении общественных явлений по принципу взаимозависимости не представляется возможным с математической точностью установить, за что искусство отвечает целиком и полностью, за что - наполовину, за что - частично, за что - только опосредованно и т. д. Но и другая крайность - искусство отвечает за все и ни за что конкретно - малополезна, а то и вредна. Искусство как форма общественного сознания, один из важнейших рычагов общественного прогресса, просвещения и, если угодно, средство психологической разрядки и эстетического наслаждения вместе с другими социальными институтами ответственно за важнейшие проблемы общества, его цели, а прежде всего, конечно, за содержание, состояние, характер и направление духовной жизни людей. Поэтому можно и нужно говорить, что за то или другое искусство несет большую ответственность, чем, например, наука, право и т. д., или наоборот. Не меньшая сложность возникает при сопоставлении ответственности искусства с механизмами его воздействия. Дело в том, что пластиковые панели искусства нельзя представлять по известной, но примитивной схеме бихевиоризма - «стимул - реакция». Правда, еще задолго до возникновения этого направления в буржуазной психологии немало эстетиков и педагогов считали, и сейчас считают, что воспитатель посредством искусства, как земледелец, культивирующий свой участок, может искоренять пороки и насаждать добродетель; вор, посетивший театр, где в спектакле осудили воровство, возвратит украденное и ступит на стезю честной жизни; лицемер, посмотревший мольеровского «Тартюфа», станет искренним и доброжелательным; а театральный ревизор способен заменить реальных ревизоров.
|